Сайт в разработке

   

Неопределенность жизненных позиций подразумевает непонимание кто ты есть. Определяя свою жизненную позицию человек определяет всю дальнейшую жизнь и ее построение. Он легко может менять профессию, а вот жизненную позицию принятую человеком поменять очень сложно, почти невозможно.

На определение жизненной позиции влияет воспитание, общество, СМИ и другие условности и факторы общественной жизни. Нет правильных или неправильных жизненных позиций, есть лишь человеческое понимания правильного и неправильного. И конечно все относительно и индивидуально.

Условно приведем классификацию определяющих общую жизненную позицию человека. 

Романтик, Творец, Потребитель, Паразит.


Потребитель - это среднестатистический человек, который знает: надо крутиться, чтобы все было и чтобы ничего за это не было. Если человек так живет за свой счет, это нормальный Потребитель, основа современного общества, если же его лозунг: «Кто бы меня накормил?» и он ищет возможность пожить за счет чей-то — это уже Паразит.

Романтик в этой же самой ситуации болеет не за себя, он никак не может примириться с несовершенством жизни в целом: «Вот что за скотство?! Живем — в грязи, дружить — разучились, любить не умеем. Разве так надо жизнь?! Эх!!» Значит, пора достать бутылку и выпить. А потом выпить еще. А потом всем вместе, под гитару, попеть красивые и душевные песни про настоящую лю­бовь, которая обяза­тельно ждет нас за поворотом, и пре­крас­ную жизнь, ко­то­рая рано или позд­но к нам придет…

Творца тоже не устраивает несовершенство жизни, но, в отличие от Романтика, он песни не поет и чудес не ждет, а делает то, что от него зависит. Делает каждый день — энергично, настойчиво и гибко. Самое интересное то, что через человеческие усилия жизнь действительно может приобретать новое качество и становиться комфортной: красивой, чистой и для людей удобной. Вначале в одном отдельно взятом доме и на одном отдельно взятом предприятии, потом — в отдельно взятой стране… 

Перепутать Творца и Потребителя несложно, потому что и Человек кушает (регулярно), и Потребитель творит (хотя бы иногда). Главная разница — в акцентах (позиции), что делается для чего.

Потребитель творит по необходимости, чтобы приобрести, иметь и богатеть.
Творец приобретает, имеет и богатеет, чтобы творить.

«Жить, чтобы есть, — или есть, чтобы жить?» А Брегг.

Печальный, Бизнесмен, Счастливое дитя, Без тормозов.


Счастливое дитя. 
Поскольку человек-потребитель больше всего любит кайфовать и развлекаться, то в ситуации свободного времени, сил и средств он устраивает себе праздник. Ура! Звенят бокалы, льется шампанское, летят и взрываются петарды. Праздник – это время, когда радостно уничтожается то, что было создано и накоплено во время будней. И чем больше уничтожено, тем больше праздник! Но все честно: на свои.

Без тормозов. 
Праздник хорош тогда, когда всем известно, сколько можно выпить и когда пора расходиться. Если же эта культура праздника отсутствует, то вместо радости возникают проблемы, в том числе у окружающих: один в пылу азарта проиграет в казино чужие деньги, другой в пьяном виде на джипе собьет стоящих на остановке людей. Короткий праздник, большие проблемы.

Печальный. 
Впрочем, кто-то праздновать отказывается принципиально: «Ну как вы можете радоваться, когда в это самое время в Анголе дети голодают? Вот как вы можете тогда радоваться?!» Этот гуманистически настроенный человек заботится обо всех, но по факту день за днем лишает себя и других возможности праздника. Значит, делать жизнь праздничной придется кому-то другому…

Бизнесмен.
Человек-творец праздники любит, он любит это счастливое время, когда у него наконец-то появляются свободные время, силы и деньги. Это его настоящий праздник — потому что теперь он может свое время, силы и деньги вложить в тех, кто этого достоин. Все рассчитав, он мо­жет наконец-то под­­дер­жать лучших, вло­житься в тех, в кого вкладываться смысл есть. И тогда праздник будет действи­тельно у многих!

Самоубийца, Помошник, Выживающий, Страдалец.


Выживающий. 
Потребитель знает что жизнь сложна и надо выживать, и напрягается, иногда предельно героически, для того чтобы спасти хоть что-то. "Хоть и ради себя, но — подвиг."

Страдалец.
Паразиту в этой ситуации немного проще: он принимает роль страдальца, ноет, плачет, но обычно ничего  всерьез не предпринимает. "Это все так ужасно! Просто руки опускаются!"

Самоубийца.
Романтик, глядя на эту дей­ст­вительно поганую ситу­а­цию, возвышенно восклицает: «Человеку так жить нельзя!», часто опускает руки (моральное самоубийство) или кончает жизнь самоубийством. После чего вопрос: «А кто же будет эту делать так чтобы жить было можно?» — его уже не волнует.

Помощник.
Творец берет ситуацию под свой контроль и делает все, что от него зависит, чтобы помочь тем, кто в трудной ситуации в помощи действительно нуждается: не обязательно тем, кто громче всех кричит, но тем, кто правда под ударом. Как пра­вило, в пер­вую очередь не­обходи­мо под­дер­жи­вать ос­лабших и спасать то, что мо­жет по­гиб­нуть без­воз­вратно. 

Альтруист, Социоцентрист, Эгоист, Социопат.

  • Нормальный эгоист присматривает, что ему нравится и как бы это заполучить,
  • Жертвующий собой альтруист волну­ется, от всего ли он уже отказался,
  • Человек порядочный (социоцентрист) заботится, чтобы были учтены интересы всех.
  • Особое место занимает социопат, который волнуется не столько о том, все ли ему положенное получил он, сколько о том, не слишком ли много получили другие. На бытовом уровне его лозунг: «Мне не надо вторую корову, мне надо, чтобы у соседа корова сдох­ла!», в мас­штабе об­щес­тва: чтобы не было бедных, надо уничтожить богатых.
Независимость, Свобода для, Верность своим, Подлиза и предательство

Нормальные потребители сбиваются в стаи: один за всех, все за одного, и все против чужих: «Верность!» Воспитание корпоративной культуры, как правило, это привитие сотрудникам чувства: «Мы свои!» И соответственно: «Мы не продаемся!», что делает любую команду — семью, банду или фирму — крепче, жизнеспособнее и боеспособнее.

Паразит выбирает более легкий путь: на виду и пока сытно, он жмется и ластится к сильным, но за тридцать условных единиц готов своих продать, а в трудную минуту  — оставить, предать. Подлый трус и предатель.

Романтик никогда не предаст, но и дисциплина корпоративной культуры ему явно не по душе. Он выбирает — независимость, то есть «свободу ОТ». Его любимый защитный тезис: «Я никому ничего не должен!», тезис атакующий: «Вы не имеете права!», а вся программа стро­ится на негативе: поспорить («Ничего подобного!»), нарушить («А я могу!»), отвалить («Мое дело!») и отстоять (свои желания) - Называемые Принципами.

Человек-творец умеет работать в команде, умеет быть верным, но его верность — не слепая. Его «свои» хороши не тем, что они «свои», а тем, что это достойные люди, делающие достойное дело. Он выбрал этих людей, эту фирму, эту работу, и теперь он на любимой работе и с обязанностями, которыми гордится. Человек-творец выбирает «свободу ДЛЯ».

Соотнося себя или других с типажами, представленными в этой таблице, нет смысла пытаться точно определить, кем являетесь вы или другие интересные вам люди: чистых типажей нет, каждый из нас бывает когда-то и Потребителем, и Творцом, и Романтиком, и Паразитом. Смысл в другом: зная эти типажи, вы можете точно и ответственно определить свои позиции в жизни, понять, что действительно вас привлекает, после чего честно отслеживать, как — кем? — вы в разных ситуациях себя реально проявляете, а кем только еще собираетесь.

Профориентация - предполагает - выбор профессии или нескольких профессий, к которым имеются склонности, способности и предпочтения. 
Профессионал - это творец, все остальные - это специалисты.

   
© Парапсихолог Ольга Першина